Оценка гудвилла

Опубликовано Опубликовано в рубрике Оценка

Прежде всего, что же такое гудвилл? Если говорить кратко, то, по своей сути, это репутация предприятия. В широком понимании это своеобразные «бонусы», получаемые покупателем, приобретающим уже функционирующую компанию, если сравнивать с созданием абсолютно нового предприятия с нуля. Тем не менее для того, чтобы провести процедуру оценки репутации, вовсе не нужно продавать свое дело.

Оценка гудвилла — это вычисление разницы между ценовой категорией всех активных и пассивных ресурсов предприятия и обобщенным комплексом имущества.

Оценка бизнес-репутации и прочих нераспознаваемых ресурсов вполне имеет смысл ассоциировать с какими-либо опознаваемыми ресурсами, включая товарные знаки и бренды.

В наше время абсолютно любой предмет имущества это вероятный источник прибыли и предмет коммерческой сделки. Аналогичным предметом можно назвать и право собственности. Нематериальные ресурсы (это бренды, товарные знаки, ноу-хау, рекламные наработки) оказывают довольно большое влияние на способность к конкуренции и действенность ведения рабочей деятельности, ведь все они способны приносить своему владельцу дополнительную выгоду.

На ценовой диапазон компании, как и на ее способность конкурировать с другими, очень часто влияет непосредственно репутация. Не только на западе, но и в международной сфере бизнеса в общем репутацию бизнес-компаний называют goodwill (дословно это переводится, как «добровольность»).

Оценка репутации заключается в вычислении совокупности сегментов бизнеса или личностных качеств, поощряющих потребителя обращать внимание именно на конкретную компанию, приносящие своему владельцу выгоду более необходимой для получения достаточной прибыли на все прочие ресурсы предприятия.

Гудвилл в мире бизнеса можно рассматривать как цену непосредственно репутации. Он появляется в то время, когда бизнес начинает приносить постоянный высокий доход, и его прибыль становится выше среднестатистического уровня в конкретном сегменте. Гудвилл стоит расценивать как финансовую единицу и принимать на баланс исключительно в той ситуации, когда у компании меняется владелец.

Огромное число мировых сделок касательно слияния, когда предприятия продавались по стоимости существенно высшей, чем стоили их ресурсы — является самым явным показателем того, что есть кое-что эфемерное, вероятно даже неотделимое непосредственно от компании, но оказывающее глубокое влияние на цену бизнеса. Для подобного явления в зарубежной бизнес-сфере принято применять понятие «goodwill».

Для подавляющего большинства организаций репутация это наиболее существенный ресурс, которому не свойственны публичность и самостоятельность.

Временами гудвилл связывают с единоличным правообладанием торговым знаком. Подобная разновидность нематериального ресурса имеет ограниченный срок действия и со временем слабеет.

По сути, гудвиллом способно называться все то, что оказывает компании помощь в получении большей выгоды на единицу ресурса, чем у такого же среднестатистического предприятия. К примеру, это опытный глава, сплоченный квалифицированный коллектив или экономически удачное территориальное размещение.

Стоимость гудвилла вычисляется посредством двух базовых методик:

  • излишней выгоды — оценка гудвилла под видом бренда, позволяющего компании извлекать куда больше выгоды, сравнительно с ситуацией, в которой бы фирма реализовывала небрендированную продукцию, не наделенную знаменитой торговой маркой;
  • балансовой — ценовая категория гудвилла приравнивается к разнице между ценой всего бизнеса вообще и ценой всех его ресурсов.

Уточнить какой пакет документов требуется для осуществления процедуры оценки можно у специалистов компании «Оценка плюс».

Что представляет собой гудвилл?

Давайте рассмотрим это понятие более подробно. Чтобы до конца разобраться во всем, для начала давайте определимся, что же есть, по сути, деловая репутация. Для начала, это сплоченный коллектив умелых опытных сотрудником и проработанная маркетинговая кампания. Далее, это высококачественные товары. После — высокие кредитные показатели и корпоративная культура, а также удачное территориальное положение и хорошие взаимоотношения с импортерами.

Отсюда становится ясно, что цена компании, представленной единым комплексом собственности, кардинально отличается от цены обобщенных ресурсов предприятия. Прямое доказательство тому — огромное число слияний и поглощений компаний в Европе и Америке. Компании покупались за куда большие или же напротив, куда меньшие деньги, чем стоили их ресурсы. Разницей между этими показателями и является гудвилл. Напомним, что данное понятие в дословном переводе означает «добровольность». Другими словами, это добровольная готовность покупателя отдать больше или меньше денег чем стоят все чистые ресурсы покупаемого предприятия. Стоит отметить, что репутация у компании может быть как положительная, так и отрицательная.

В большинстве случаев владельцы бизнеса переоценивают силу имеющихся у них нематериальных ресурсов, и поэтому коммерческая стоимость бизнеса увеличивается в разы. Здесь важно учесть, что нематериальный капитал должен точно также перерастать в прибыль. И показатели этой самой прибыли должны быть выше среднестатистических. Другими словами, бренд обесценивается, если он проигрывает битву с конкурентами и не позволяет реализовывать продукцию дороже, чем такой же товар соперника. В таком случае гудвилл можно назвать отрицательным, поскольку он оказывает плохое влияние на результативную стоимость компании. При тех же материальных ресурсах продать товары будет труднее, чем с положительным гудвиллом.

Как проводится процедура оценки репутации?

Есть всего два метода для вычисления стоимости репутации:

  • Излишняя прибыль. Деловая репутация здесь расценивается как источник дополнительной доходности. Соответственно с этим методом, происходит прямое противостояние степени доходности проверяемой компании и ее соперников с дальнейшей капитализацией того сегмента, которого нельзя пояснить существенными ресурсами;
  • Баланс. Способ базируется на учете итогов определенных торговых операций. Объем покупаемой репутации представляется объемом разницы между суммой, которая была заплачена за компанию и общей суммой стоимости всех ресурсов этой компании, прописанной в последнем финансовом отчете или на балансе.

Рассматривая последний способ, невозможно не увидеть его объемность и неудобность. Методику сравнения можно назвать куда более надежной, ведь оценка репутации обязана быть материальной. Именно гудвиллом объясняется то, почему товары одной компании будут стоить на порядок выше, чем такая же продукция другой похожей компании. К слову, методика сравнения является гораздо эффективнее и в ряде прочих ситуаций.

В сфере бизнеса гудвилл позиционируется как ценовая категория репутации предприятия. Он также упоминается в ст. 150 ГК России. Оценка гудвилла требуется, в основном, тогда, когда организация получает хорошую прибыль, а ее доходность на порядок выше среднестатистического уровня. Как финансовая единица, репутация оценивается и засчитывается на баланс обычно в той ситуации, когда у компании меняется собственник.

Когда еще требуется проводить оценку гудвилла

При купле или реализации предприятия. Это, как вы уже могли понять, можно назвать одной из основных причин, осуществления процедуры оценки. Ведь кроме осязаемых ресурсов, компания смогла заслужить и определенное доверие покупателей, заняла конкретное место на рынке, повысила квалификацию собственных работников. Расчет является очень важным ведь, как уже упоминалось, реализация компании может производиться за более дорогую стоимость, при условии положительной репутации.

Слияние или поглощение компании — основания, в основном, те же самые, что и в первой ситуации. Здесь важно учитывать выгодность совершаемой сделки, поскольку есть риск, что какая-то из сторон утратит к ней интерес.

Принятие контролирующих решений — осведомленность о реальной ценовой категории своего предприятия способна помочь в принятии важных контролирующих решений.

Какую документацию требуется иметь при себе, чтобы провести процедуру оценки:

  • финансовые отчеты за несколько предыдущих лет (или же возможное число прошедших периодов), финансовый баланс и приходно-расходная отчетность;
  • мнения аудиторов по финансовым отчетам предприятия (если имеются);
  • список базовых осязаемых ресурсов компании на момент проведения оценивания;
  • данные обо всех существующих ресурсах компании (сюда включены имеющаяся недвижимость, акции посторонних предприятий, патенты и так далее) с расшифровками и уточнениями;
  • подробности о платежных долгах предприятия (если таковые имеются);
  • данные о наличии дочерних ответвлений предприятия и их бухгалтерские отчеты.

Оценочная компания «Оценка плюс» осознает серьезность необходимости точного определения цены гудвилла, потому что именно итоговая оценка является ярчайшим показателем предпринимательской и рыночной деятельности клиентов. В оценке доверия покупателей, их отношения к бренду в общем, и учете этих факторов в ходе процедуры оценивания стоимости компании — и заключена задача оценки репутации.

reputation-ocenkaОценка репутации предприятия заключается в оценивании совокупности всех факторов, которые побуждают покупателя отдавать предпочтение этому или иному продукту, что, конечно же, приносит компании доход куда крупнее обычного. У любой компании есть репутация, но ее стоимость может оцениваться по-разному. Конечно, репутация (гудвилл) относится в своем понимании к нематериальным ресурсам. Но это также единственная разновидность подобных ресурсов, который нельзя рассматривать самостоятельно, то есть, отдельно от компании. Диапазон цены репутации — это та сумма денег, которую клиент согласится отдать поверх реальной цены за ресурсы предприятия в целом. Гудвилл способен быть плохим или хорошим. Плохим он бывает в случае, когда коммерческая стоимость компании оказывается ниже реальной стоимости всех ее ресурсов. А хорошим — когда цена за компанию поднимается выше цены за все ее ресурсы. Хорошая репутация дает понимание, что компания обладает чем-то особенным. Определенным качеством, которое заставляет покупателей выбирать продукты или услуги именно этой конкретной компании.

По факту у гудвилла нет срока давности. Если говорить о российской экономике, то здесь общепринятое мнение таково, что зарабатывать на одной только репутации можно на протяжении двух десятков лет. Но стоит учесть, что этот срок скорее условный, ведь вычислить более точную длительность положительного впечатления от гудвилла фактически не представляется возможным. Очень многое здесь зависит от того, что конкретно понимать под гудвиллом в отдельно взятой компании. Как упоминалось ранее, гудвиллом можно назвать квалифицированных работников, опытного руководителя или же контроль над компанией в общем, сервис обслуживания, наличие собственного торгового бренда, патентов, длительных контрактов и так далее.